Как организовать занятия дома
Для проведения домашних логопедических занятий Вам понадобится:
·
Настольное зеркало,
чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений;
·
«Лото» различной
тематики (зоологическое, биологическое, «посуда» и т. д.);
·
Муляжи фруктов,
овощей и т. д.;
·
Разрезанные картинки
из двух и более частей, кубики.
Основная трудность для родителей в
организации домашних логопедических занятий — нежелание ребенка заниматься.
Необходимо заинтересовать ребенка. Так как основная деятельность — игра, то
занятия должны строиться по правилам игры.
Можно «отправиться в путешествие» в
сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может
побеседовать с малышом.
Логопеды советуют для достижения
результата заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:
·
Игры на развитие
мелкой моторики;
·
Артикуляционная
гимнастика;
·
Игры на развитие
слухового внимания или фонематического слуха;
·
Игры на формирование
лексико-грамматических категорий.
Артикуляционный аппарат. Очень часто дети, которые
плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая
проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это
слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений
артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари,
целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек
и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и
удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.
Артикуляционная гимнастика
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений
артикуляционных органов.
Мы
правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке,
благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов
артикуляционного аппарата.
Таким
образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших
артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти
движения звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым
этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в
естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих
движений развиваются у ребенка постепенно.
Для
четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы,
небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе:
жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при
участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма,
межреберные мышцы).
Артикуляционная гимнастика
является основой формирования речевых звуков. Коррекция нарушений звукопроизношения любой
этиологии и патогенеза включает упражнения для тренировки подвижности органов
артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого
неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого
звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению
упражнений артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную
гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
2. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день
по 3-5 минут.
Каждое упражнение выполняется
по 5-7 раз.Каждая артикуляционная поза удерживается в одном
положении 10-15 cекунд (под счет от 1 до 5 (10).
3. При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
4. Из
выполняемых упражнений новым может быть только одно, ранее отработанные
упражнения даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет
какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений,
лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые
игровые приемы.
5. Артикуляционную гимнастику
выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не
напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть
лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать
правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время
проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным
зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом
(примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом
к нему.
Организация
проведения артикуляционной гимнастики:
1. Взрослый рассказывает о
предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает
выполнение упражнения.
3.Упражнение делает ребенок, а
взрослый контролирует выполнение, следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнять симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Для того, чтобы ребенок
нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее
вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к
выполнению упражнений творчески.Сначала при выполнении детьми
упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного
аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и
вместе с тем координированными.
2. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
Каждое упражнение выполняется
по 5-7 раз.Каждая артикуляционная поза удерживается в одном
положении 10-15 cекунд (под счет от 1 до 5 (10).
3. При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
4. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, ранее отработанные упражнения даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения артикуляционной гимнастики:
3. При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
4. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, ранее отработанные упражнения даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения артикуляционной гимнастики:
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение, следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнять симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Для того, чтобы ребенок
нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее
вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к
выполнению упражнений творчески.Сначала при выполнении детьми
упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного
аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и
вместе с тем координированными.
1. «Жарко -
холодно».
Широко открыть рот – «жарко». Удерживать
под счет от 1 до 5.
Закрыть рот – «холодно». Повторить
несколько раз.
! Язык спокойно лежит, нос не морщить.
2. «Заборчик».
Улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы.
Удерживать под счет до 5.
! Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не
подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.
3. «Трубочка».
Вытянуть вперед сомкнутые губы. Удерживать
под счет до 5.
! Следить, чтобы рот не открывался;
зубы сомкнуты.
4. «Лопаточка», «Блинчик».
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить
широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать под счет от 1 до 5.
! Нижняя губа не подворачивается. Боковые
края языка касаются углов рта. Язык далеко не высовывается.
5. «Иголочка».
Улыбнуться, положить кончик языка на
нижнюю губу, сделать его узким. Удерживать под счет до 5.
6. «Почистим зубки».
Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком
языка «почистить» верхние, затем нижние зубы.
7. «Киска сердится», «Горка».
Рот широко открыт, кончик языка
упирается в нижние резцы, а спинка «выкатывается» изо рта. Повторить 4-5 раз.
8. «Часики».
Улыбнуться, приоткрыть рот.
Высунуть узкий язык. Попеременно касаться кончиком языка то левого, то
правого уголка рта.
! Нижняя челюсть не подвижна.
9. «Чашечка».
Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть язык и приподнять кончик и боковые края, сложив язык в форме чашечки. Удерживать под счет до 5. Повторить 4-5 раз.
Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть язык и приподнять кончик и боковые края, сложив язык в форме чашечки. Удерживать под счет до 5. Повторить 4-5 раз.
10 . «Вкусное варенье».
Широко открыть рот и широким передним
краем языка облизывать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.
! Следить, чтобы работал только язык, а
нижняя челюсть не помогала (можно придержать ее пальцем). Язык должен быть
широким, обхватывать всю губу.
11. «Индюк» («Болтушка»).
Упражнение похоже на предыдущее, но
выполняется в быстром темпе, при этом произносится «бл-бл-бл».
12. «Качели».
Улыбнуться, открыть рот. Положить
широкий язык за нижние зубы. Потом поднять широкий язык за верхние зубы.
Чередовать положения 4-6 раз.
! Нижняя челюсть неподвижна.
13. «Маляр».
Улыбнуться, открыть рот и «погладить»
вперед-назад кончиком языка твердое нёбо.
! Нижняя челюсть неподвижна! Язык доходит до
верхних зубов, не высовывается изо рта.
14.
«Грибок».
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий
язык к нёбу. Удерживать под счет до 5. Должна быть видна «ножка гриба»
(подъязычная связка). Повторить несколько раз.
15. «Гармошка»
Присосать широкий язык к нёбу, как в
предыдущем упр. Смыкать и размыкать зубы, не отлепляя язык. Стараться открывать
рот шире.
16. «Лошадка».
Улыбнуться, показать зубы, открыть
рот и пощелкать кончиком языка.
! Нижняя челюсть не двигается! Следить, чтобы кончик языка не
подворачивался внутрь.
17. «Барабан».
Улыбнуться, открыть рот и постучать
кончиком языка за верхними зубами,
многократно и отчетливо произнося д-д-д-д.
! Следить, чтобы язык постоянно был в верхнем положении, была
видна подъязычная уздечка. Нижняя челюсть не двигается!
18. «Парашютик», «Фокус».
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить
широкий кончик языка на верхнюю губу так,
чтобы боковые края были прижаты, а посередине языка был желобок.
! Сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух должен идти
посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Заглянула к нам овца,
6. Следующий гласный звук "И". Вырабатываем чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука - губы улыбаются, видны зубы, голос звучит. Приучаем внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Игра "Подскажи словечко" Учите произносить ударный звук "И".
Играл воздушный шар с иглой –
Бе-е, - барашек белый блеет,
Дайте ребёнку задание повторить слова из стихотворения со звуком "П", произнося этот звук более чётко.
17. Повторение пройденного материала (согласные звуки).
Задайте вопросы:
"Малыши и Речевой
слух "
"Плохо
говорит...", "Не произносит некоторые звуки...", "Во рту
будто каша" - типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду. На первый
взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало общего. Однако причина у
них одна и связана она с недоразвитием слухового внимания у ребёнка.
Уже к трем годам дети
имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют
управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе,
тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки
- назовем ее «речевой слух» - не возникает сама собой даже при наличии острого
природного слуха: ее нужно целенаправленно развивать.
Из чего же
складывается развитый речевой слух? Вот его компоненты. Звуковысотный слух -
это умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос.
Слуховым вниманием называют способность определять на слух то или иное звучание
и его направление. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни
речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются
слова, например: дом-сом-ком. Восприятие темпа и ритма речи - это способность
правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенности его
звукового строения, зависящие от количества слогов и места ударного слога.
Ребенок может воспроизвести слоговую структуру слова, еще не умея правильно
оформить его фонетически: например вместо слова "кирпичи" произносит
"китити". Ритмический рисунок слова здесь сохранен.
Развитый речевой слух позволяет:
*правильно произносить звуки;
*четко произносить слова;
*владеть голосом (говорить громче или
тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
*овладеть словарным запасом и
грамматическим строем языка;
*успешно освоить письмо и чтение.
Предлагаю Вашему
вниманию пошаговую программу развития речевого слуха у ребенка. Эта
"логопедическая лесенка" широко используется логопедами и педагогами,
однако приведенные упражнения несложно выполнять и в домашней обстановке, чтобы
закреплять и ускорять развитие речевого слуха. Занимайтесь, начиная с простых
упражнений, переходя к более сложным.
Шаг первый: Узнаем
неречевые звуки.
Начинать слуховые тренировки нужно с
развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи. Можно
предложить ребенку послушать звуки за окном: что шумит? (деревья) что гудит?
(машина)
кто кричит? (мальчик) и т.д.
кто кричит? (мальчик) и т.д.
Помогите малышу определить источник
звука.
Игра "Громкие подсказки". Взрослый прячет
игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан
(бубен, хлопки в ладоши и т.д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где
спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие. Поменяйтесь
ролями, чтобы и малыш попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и
мощности звучания.
Игра "Где
позвонили?" учит определять и называть направление звука.
Игра "Узнай, что
звенит (гремит)?". На столе несколько предметов (или звучащих
игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук
издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой
из них сейчас звенит или гремит. Эту игру можно варьировать: увеличивать
количество предметов, менять их. Можно узнавать по звукам и предметы обихода:
шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т.д.
Шаг второй: Различаем
звуки, слова и фразы по тембру, силе и высоте голоса.
Игра "Узнай, кто
позвал". Эту игру хорошо проводить, когда вся семья дома. Ребенок стоит спиной
к вам, кто-то из родных или гостей называет его имя. Малыш узнает человека по
голосу и подходит к нему.
Игра "Близко -
далеко". Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит
пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет:
большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).
Сказка "Три
медведя". Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло
Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка
(высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть
покажет изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по
высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя,
медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Игра "Узнай по
голосу". Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их
детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый
произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш,
ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую
картинку (например, изображение коровы или теленка).
Звуковая культура речи у
детей 3-4 лет.
1.В этом возрасте накапливается,
уточняется и совершенствуется словарь. Дети точнее употребляют нужные по смыслу
слова. Основная задача развития звуковой культуры речи на данном этапе сводится
к вырабатыванию у детей правильного произношения звуков с отчетливым и внятным
произношением слов и фраз и подготовке детей к развитию фонематического слуха.
Во II младшей группе развитие звуковой культуры речи осуществляется в процессе
работы над звукопроизношением при последовательной отработке всех звуков
русского языка. При этом формируется не только навык правильного произношения
тех или иных звуков, но и связи слухового и артикуляционного(мышечного ощущения
постановки языка для каждого звука) контроля, без которого невозможно правильное
произнесение звуков. Вырабатывается умение слышать отдельные звуки в словах и
умение произносить их более чётко, чем другие, развивается слуховое восприятие.
Одновременно решаются задачи развития различных сторон речевой и психической
деятельности. Речевой материал, предложенный в статье, способствует чёткому и
правильному произношению изучаемого звука в словах, а затем и во фразовой речи.
При изучении гласных звуков детям предлагаются слова, в которых данный звук
находится в ударном слоге. Дети учатся произносить его более длительно -
вырабатывается умение выделять звук голосом.
Звук "А" - произносим,
широко открывая ротик, как бегемотик, как птенцы; голос звучит (положить руку
ребёнка на горло при произнесении звука), поёт, значит звук
"гласный".
А-а-а!- заплакала Алёнка
- На, - сказала ей сестрёнка,
Алый цветик сорвала и Алёнушке дала!
Астры прелестные, астры чудесные, очень
похожи на звёзды небесные.
Учите детей произносить ударный звук
"А" более длительно (заплааакала, сказааала, ааастры).
2.Сегодня познакомимся с гласным звуком
"У". Когда мы его поём, то вытягиваем губы "хоботком". Этот звук
"летит вверх" это - "У". Подражаю я слону, губы
"хоботком" тянууу. Учите детей произносить ударный звук "У"
в словах более протяжно.
Утром мы в реке поймали новой удочкой
уклейку (название рыбы),
А потом уж повстречали уток целую
семейку.
Устала утка на пруду учить своих
утят:
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
Ужасно утка мучится: ну, что из них
получится?
Потешки:
Рано-рано по утру Пастушок: "Ту-ру,ту-ру"!
Рано-рано по утру Пастушок: "Ту-ру,ту-ру"!
А коровы в лад ему
затянули:"Му-му-мууу"!
Спросите:
- Как мычит корова? (Мууу, мууу).
- Как кукует кукушка? (Ку-кууу, ку-куу).
У леса на опушке, высоко на суку,
С утра поёт кукушка: ку-кууу,
ку-ку-кууу!
3.Сегодня познакомимся с гласным звуком
"О". Когда мы его поём,
делаем "бублик"- губы округлые и чуть вытянуты вперёд. Произносим
звук "О" делаем губы круглыми, как колесо.Учите детей произносить
ударный звук "О" в словах более протяжно.
Ходит Оленька, вздыхая.
- Что с тобою?- Я плохая!
Я ногой толкнула кошку,
На пол бросила картошку,
Кашу манную не ела.
Быть хорошей надоело!
Не пора ли Оле спать,
Чтоб опять хорошей стать?
Заглянула к нам овца,
Очень добрые глаза.
Спросите детей: - как курочка зовёт
своих цыплят? (Ко-ко-кооо, ко-ко-кооо).
- Как лошадка зовёт своего жеребёнка?
(И-го-гооо, и-го-гооо).
4. Сегодня познакомимся с гласным звуком "Ы". Когда мы его поём, то растягиваем губы -"улыбаемся", видно зубы. Голос звучит, поёт, значит звук - гласный. Учите детей произносить ударный звук "Ы" в словах более протяжно.
4. Сегодня познакомимся с гласным звуком "Ы". Когда мы его поём, то растягиваем губы -"улыбаемся", видно зубы. Голос звучит, поёт, значит звук - гласный. Учите детей произносить ударный звук "Ы" в словах более протяжно.
Мышка мыла мылом нос,
Мыла уши, мыла хвост,
Мыла так, что стала белой
И от счастья мыло съела.
- Мышка, мышка, длинный хвостик, ты не
прячься глубоко, -
Приглашает кошка в гости пить парное
молоко.
Мышка в норке пропищала:
- Пусть поищет чудака, я достала крошку
сала,
Обойдусь без молока.
Задайте детям вопросы: - что и чем мыла
мышка? (Мышка мыла мылом нос, мыла уши, мыла хвост).- Как она всё это мыла и
что с ней стало? (Мыла так, что стала белой и от счастья мыло съела). Добивайтесь
от ребёнка ответов - строчками из стихотворения.
Белый столб стоит на крыше
И растёт всё выше, выше.
Вот дорос он до небес - и исчез. (Дым).
5. Следующий гласный звук "Э". Это гласный звук, поём,
открыв рот.
Спойте звук, которому не нравятся шалуны: э-э-э-э-э... Пропойте звук Э в словах: эхо, эскимо, этикетка, экран, экскаватор.
Спойте звук, которому не нравятся шалуны: э-э-э-э-э... Пропойте звук Э в словах: эхо, эскимо, этикетка, экран, экскаватор.
Неторопливо прочитайте стихотворение
М.Мышковской.
От сильной жары эскимо потекло -
Надо скорее кушать его.
Задайте ребёнку вопросы: от чего потекло
эскимо? (От сильной жары эскимо потекло). Что ним надо сделать? (Надо скорее
кушать его). Приучайте детей отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Предложите запомнить стихотворение и прочитайте его ещё раз.
Выучите:
Эта кнопка и шнурок - электрический
звонок.
Эскимо несёт тебе
Сладкоежка буква Э.
6. Следующий гласный звук "И". Вырабатываем чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука - губы улыбаются, видны зубы, голос звучит. Приучаем внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Игра "Подскажи словечко" Учите произносить ударный звук "И".
- Мяу,мяу, - кот пищит,-
У меня живот... (болииит).
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему... (штанииишки).
- Би-би-би, - гудит машина,
-Не поеду без... (бензииина).
Посмотрите на рисунок: кто здесь
нарисован? (Курица с цыплятами). Как пищат цыплята, когда хотят есть? (Пи-пи-пиии).
Предложите ребёнку попищать как цыплята. Следите за тем, чтобы звук
"И" произносился более протяжно. Прочитайте и заучите с ребёнком
стихотворения:
Иголка и нитка –
Большие дружки.
Смотри, получились
Какие стежки!
Индюк из города идёт,
Игрушку новую везёт.
Игрушка не простая –
Индюшка расписная.
Играл воздушный шар с иглой –
И вот лежит он чуть живой.
Игрушки, всем вам ясно?
Играть с иглой опасно!
7. Сегодня изучаем звук "М" - этот звук
согласный, не поёт, произносим сомкнув губы, но слышим как работает голос - звук
звонкий. Предложите детям рассмотреть картинку, чтобы вызвать интерес к
стихотворению. Затем неторопливо прочитайте стихотворение:
Мяч летает полосатый,
В мяч играют медвежата.
- Можно мне ? –
Спросила мышка.
- Что ты!
Ты ещё малышка.
Задайте детям вопросы:
Кто играет в мяч? (В мяч играют
медвежата).
Что спросила мышка у медвежат? (- Можно
мне? - спросила мышка).
Что ответили медвежата мышке? (- Что ты!
Ты ещё малышка).
Добивайтесь, чтобы ребёнок отвечал
строчками из стихотворения. Предложите запомнить стихотворение и прочитайте его
ещё раз.
8. Следующий звук "Б" - этот звук согласный. Вырабатывать чёткую
и правильную артикуляцию при произношении звука "Б" - губы сомкнуты,
при выдохе губы быстро размыкаются, голос звучит, но не поёт - звук согласный,
звонкий. Предложите рассмотреть картинку, а затем прочитайте стихотворение:
Белка в гости собиралась,
Рябиною запасалась:
Бусы, брошки и банты
Ей нужны для красоты.
Задайте вопросы: Кто и куда собирался
пойти? (Белка в гости собиралась).
Какие украшения были у Белки? (Бусы,
брошки и банты).
Для чего Белке нужны украшения? (Для
красоты).
Поиграйте в игру "Автомобили",
по сигналу "поехали", изображая руками движение колёс, идите по кругу
навстречу друг другу, встречаясь, давать сигналы "Би-би-би", чтобы
машины не столкнулись. Следить, чтобы ребёнок произносил "Би-би-би",
а не "Пи-пи-пи".
Выучите:
Бегемот разинул рот,
Булку просит...(бегемот).
Встретил ёжика бычок
И лизнул его в бочок,
Но лизнув его, бычок
Уколол свой язычок.
Вот верблюд - живое чудо,
Два горба есть у верблюда.
Бе-е, - барашек белый блеет,
Больше букв не разумеет.
9. Следующий звук
"П" -
произносим с помощью губ, как "Б" - не поёт, то есть согласный,
только без голоса - звук глухой. Вырабатываем
чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука "П" на выдохе.
Следить, чтобы при произношении звука "П" ребёнок не надувал щёки, не
напрягался, дул на снежинку легко и спокойно. Звук должен звучать чётко, без
добавления гласных - "П", а не "пэ", "пы".
Игра "Снежинка". Снежинка из легкой бумаги
или ваты на ниточке. Тихонько дуем на снежинку, произнося звук "П".
Сначала сомкнуть губы, а потом тихо, как лёгкий ветерок, дуть: "П",
которая при этом должна отклониться.
Рассмотрите рисунок, чтобы вызвать интерес к стихотворению, прочитайте стихотворение:
Пчёлка трудится весь день,
Рассмотрите рисунок, чтобы вызвать интерес к стихотворению, прочитайте стихотворение:
Пчёлка трудится весь день,
Петушку ж и клюнуть лень.
Спросите: О ком это стихотворение? (О пчёлке и
петушке).
Что делает пчёлка? (Пчёлка трудится весь день).
Что говорится в стихотворении о петушке? (Петушку ж и
клюнуть лень).
Предложите подсказать нужное слово в конце каждого
стихотворения.
Это самолёт,
В нём летит... (пилот).
Подготовлен самолёт,
Он отправится в ... (полёт).
Мишка по лесу идёт,
Громко песенки ... (поёт).
Мёд в лесу медведь нашёл.
Мало мёду, много... (пчёл).
Стихи для заучивания наизусть:
Шёл по берегу петух,
Поскользнулся, в речку - бух!
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги смотреть.
В нём летит... (пилот).
Подготовлен самолёт,
Он отправится в ... (полёт).
Мишка по лесу идёт,
Громко песенки ... (поёт).
Мёд в лесу медведь нашёл.
Мало мёду, много... (пчёл).
Стихи для заучивания наизусть:
Шёл по берегу петух,
Поскользнулся, в речку - бух!
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги смотреть.
Птица хочет пробудиться.
Запевает песню птица,
Потому что птице с песней
Пробуждаться интересней.
Запевает песню птица,
Потому что птице с песней
Пробуждаться интересней.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Дайте ребёнку задание повторить слова из стихотворения со звуком "П", произнося этот звук более чётко.
10. Сегодня
- звук "Д" -
произносим с помощью зубов, язык поднимаем к альвеолам "бугоркам"
верхних зубов, губы улыбаются. "Д" - не поёт, то есть согласный, но
голос работает - звук звонкий. Вырабатываем чёткую и правильную артикуляцию при
произношении звука "Д" на выдохе. Следить, чтобы при произношении
звука "Д" ребёнок не напрягался. Звук должен звучать чётко, без
добавления гласных. Рассмотрите картинку. Скажите, что дерево на картинке называется
дуб, а под деревом - дикобраз. Предложите послушать стихотворение:
Дикобраз под дубом спал,
Дятел спать ему мешал.
Задайте вопросы:
Что делал дикобраз? (Дикобраз под дубом спал).
Что делал дятел? (Дятел спать ему мешал).
Приучайте отвечать на вопросы строчками
из стихотворения. Предложите запомнить и прочитайте ещё раз. Выучите:
Дятел дерево долбит,
На весь лес стучит. После этих слов
ребёнок, изображающий дятла, говорит "д-д-д".
Предложите подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и ... (девочки).
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по ... (дорожке).
Предложите отгадать загадки.
Дождик тёплый и густоё,
Этот дождик не простой.
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (Душ).
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево).
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел).
11. Звук "Т" - произносим с
помощью зубов, язык поднимаем к альвеолам "бугоркам" верхних зубов,
губы улыбаются. "Т" - не поёт (то есть согласный) и голос не работает
- звук глухой. Вырабатываем чёткую и правильную артикуляцию при произношении
звука "Т" на выдохе. Следить, чтобы при произношении звука
"Т" ребёнок не напрягался. Звук должен звучать чётко, без добавления
гласных. Предложите ребёнку внимательно рассмотреть рисунок, а затем послушать
стихотворение и подсказать в конце нужное слово.
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
А бывает иногда -
Из мешков течёт вода,
Спрячемся получше
От дырявой ... (тучи).
Заслоняет слон окно,
Стало в комнате ...(темно).
Долго-долго крокодил
Море синее ... (тушил).
Загадайте загадку.
Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда. (Троллейбус).
Игра "Поезд".Добиваться от
детей чёткого произношения звука "Т". Разделиться на две группы или
распределить - кто изображает вагончик поезда, а кто - рабочих. По сигналу
"поезд поехал" ребёнок/дети/, делая круговые движения согнутыми в
локтях руками, идёт, произнося "т-т-т" тихо, подражая стуку колёс,
"ту-ту-у" громко, как гудит поезд. Дойдя до определённого места -
станции, поезд делает остановку. Рабочий идёт осматривать вагончик. Он
постукивает молоточком по обуви ребёнка, изображающего вагончик, говоря:
"тук-тук-тук". После проверки вагончиков даётся сигнал отправления,
поезд трогается. Затем можно поменяться ролями.
Предложите детям выучить стихотворение.
Там котик усатый
По садику бродит.
А козлик рогатый
За котиком ходит.
Мой беленький кот
Совсем не растёт,
И даже усы не растут.
Он супа не ест
И каши не ест -
Попробуй-ка вырасти тут!
Дайте задание повторить слова из стихотворения со звуком "Т",
произнося этот звук более чётко.
12. Звук "Г" - произносим с помощью
языка, губы улыбаются. "Г" - не поёт (то есть согласный), но голос работает -
звук звонкий. Вырабатываем чёткую и правильную артикуляцию при произношении
звука "Г" на выдохе. Следить, чтобы при произношении звука
"Г" ребёнок не напрягался. Звук должен звучать чётко, без добавления
гласных. Предложите ребёнку внимательно рассмотреть рисунок, а затем послушать
стихотворение и подсказать в конце нужное слово.
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь -
Чистоплотный серый ... (гусь).
Гусь купил себе гармошку,
Но упрямую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
Задайте вопросы:
- Кто купил себе гармошку? (Гусь купил себе гармошку).
- Какую гармошку купил себе гусь? (Упрямую немножко).
- Как пела гармошка? (Хорошо гармошка пела, по-гусиному шипела).
Учите отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Предложите запомнить стихотворение и прочитайте его ещё раз.
Предложите запомнить стихотворение и прочитайте его ещё раз.
Гриша шёл-шёл-шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок,
Положил их в кузовок.
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
13. Звук "К" - произносим с
помощью языка, губы улыбаются. "К" - не поёт (то естьсогласный), голос не работает -
звук глухой. Вырабатываем чёткую и правильную артикуляцию при произношении
звука "К" на выдохе. Предложите ребёнку внимательно рассмотреть
рисунок, а затем послушать и отгадать загадки. Следите за тем, чтобы называя
слова-отгадки, дети произносили звук "К" более чётко (ккурица,
ккошка, ккорова).
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло
Собирает. (Курица).
Я умею чисто мыться:
Не водой, а язычком.
Мяу!Как мне часто снится
Блюдце с тёплым молочком!
(Кошка).
Полем идёт,
Травку жуёт.
Мычит "Му-у",
А кто, не пойму. (Корова).
Спросите: кто из животных умеет произносить звук
"К" (ко-ко-ко, не ходите далеко; кукареку; ку-ку-ку; ква-ква;
кря-кря; кар-кар).
14. Следующий звук "В" - произносим с
помощью губ, звук "В" - не поёт, то естьсогласный, но голос звучит -
звук звонкий. Вырабатываем чёткую и правильную артикуляцию при произношении
звука "В" на выдохе. Следить, чтобы при произношении звука
"В" ребёнок не надувал щёки, не напрягался. Звук должен звучать
чётко. Предложите рассмотреть рисунок. Спросите:- Кто здесь нарисован? (Волк на
велосипеде).
В поле волк-волчище едет
На своём велосипеде.
Обогнал сегодня он
Воробья и двух ворон,
Только ветер-ветерок
Перегнать никак не мог.
Г.Сапгир
Попросите ответить на вопросы:
- Кто едет в поле? (В поле волк-волчище едет).
- На чём едет волк? (На своём велосипеде).
- Кого обогнал волк на своём велосипеде? (Воробья и двух ворон).
- Кого (что) не мог перегнать волк? (Только
ветер-ветерок перегнать никак не мог).
Приучайте ребёнка отвечать на вопросы
строчками из стихотворения. Предложите подсказать в конце каждого стихотворения
подходящее по смыслу слово.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ... (воробей).
Окраской - сероватая, повадкой -
вороватая, крикунья хрипловатая - известная персона.
Кто это? ... (ворона).
Предложите
выучить
стихотворение.
выучить
стихотворение.
Воробей взлетел повыше:
Видно всё с высокой крыши.
Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
15. Следующий звук "Ф" - произносим с
помощью губ, звук "Ф" - не поёт, то естьсогласный, только без голоса -
звук глухой. Вырабатываем чёткую и правильную артикуляцию при произношении
звука "Ф" на выдохе. Следить, чтобы при произношении звука
"Ф" ребёнок не надувал щёки, не напрягался. Звук должен звучать
чётко. Предложите рассмотреть рисунок и подсказать нужное слово в конце каждого
стихотворения.
Праздник, праздник у ворот,
Кто встречать его пойдёт?
Я и верный мой дружок -
Синий, маленький ... (флажок).
Кто забил сегодня гол? -
Я, когда играл в ... (футбол).
Скоро вечер, посмотри -
Загорелись ... (фонари).
Предложите ребёнку рассмотреть фотографию, если он затрудняется
назвать кто это, уточните, что это филин.
Прочитайте стихотворение.
Прочитайте стихотворение.
Филин даже с фонарём,
Ничего не видит днём.
Спросите:
- О ком говорится в стихотворении? (О филине).
- Что филин видит днём? (Ничего не видит днём).
Предложите запомнить стихотворение и прочитайте его ещё раз.
- Фью-фью, - птица распевает.
И фиалка расцветает,
И земля глядит на нас
Миллионом синих глаз.
Федя полез за конфетой в буфет -
Факт, что в буфете не будут конфет.
16. Повторение пройденного материала (гласные звуки).
Цель: закреплять произношение гласных звуков в словах и фразовой речи.
Добиваться от ребёнка
чёткого, правильного положения органов артикуляционного аппарата (губ, языка)
при произнесении гласных звуков ("А", "О", "У",
"И").
- Развивать умение сравнивать, анализировать и переключать внимание.
- Развивать связную речь, её
выразительность, обогащать словарь.
- Учить произносить стихотворение не
спеша, чётко выговаривая каждое слово.
- Добиваться, чтобы ребёнок произносил текст стихотворения правильно.
Предложите ребёнку рассмотреть картинки
в предыдущем сообщении и сказать какие звуки произносят дети (а, у, о, и). Теперь дайте
задание назвать нарисованные предметы, чётко произнося первый звук в каждом
слове (аарбуз, уутюг, ииголка, оослик). Дайте задание показать - соединить
предметы на картинках с изображениями детей, произносящих соответствующий звук.
Вспомните, какие животные и птицы умеют произносить эти звуки (кваа, каар,
гаав, муу, уу-гу-ух, ии-аа, и-го-гоо, чик-чирик, пии). Подумайте и вместе с
ребёнком и вспомните - какие имена девочек и мальчиков, начинающиеся на эти
звуки, вы знаете (девочек: Аанна, Аалла, Аалиса, Аанфиса, Ульяна, Иирина,
Иинна, Оольга, Ооксана, Оолеся и др.; мальчиков: Аалександр, Аартём, Аалексей,
Аантон, Аандрей, Иигорь, Ииннокентий, Ииван, Иилья, Оолег ). Какие фрукты
начинаются на эти звуки (аапельсин, аананас, аабрикос, аавокадо, аайва; уурюк;
иинжир). Посмотрите вокруг себя – названия, каких предметов начинаются на эти
звуки. Предложите ребёнку рассмотреть рисунки и сказать какие звуки
произносят дети (а, у, и, о).
17. Повторение пройденного материала (согласные звуки).
Цель: - закреплять произношение
согласных звуков в словах и фразовой речи; - приучать внимательно слушать текст
стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие
по смыслу;
- развивать логическое мышление, умение
соотносить полученные знания с изображением на картинке;
- понимать поэтические сравнения,
лежащие в основе загадки.
Дайте ребёнку задание подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения, называя первый звук чётче, чем другие звуки в словах-отгадках (ккиска, ммячик, ммяч, вворобей, вволк, медведь).
Дайте ребёнку задание подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения, называя первый звук чётче, чем другие звуки в словах-отгадках (ккиска, ммячик, ммяч, вворобей, вволк, медведь).
Эй, не стойте слишком близко,
Я тигрёнок, а не ... (киска)!
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку ... (мячик).
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке ... (мяч).
Кто в лесу зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк).
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается ото сна. (Медведь).
Предложите ребёнку показать картинку
того предмета, или персонажа, который он назовёт.
Предложите ребёнку внимательно
рассмотреть рисунок, чтобы вызвать интерес к стихотворению. Прочитайте детям
стихотворение "Петушок".
Петушок кота учил:
Очень важно говорил:
- Ты всегда перед едой
Лапки чисто мой водой.
Задайте вопросы:
- О ком стихотворение? (О петушке и о
коте).
- Что делал петушок? (Петушок кота
учил).
- Чему учил петушок кота? (Ты всегда перед
едой лапки чисто мой водой).
Добивайтесь, чтобы ребёнок отвечал на
вопросы строчками из стихотворения. Предложите ребёнку запомнить стихотворение
и прочитайте его ещё раз. Посмотрите ещё на картинки с ребёнком и попросите его
назвать их, чётко выделяя голосом гласные звуки (петушоок, коот).
Советы молодым родителям:
Помните ребенок – это личность и необходимо уважать его, не подавлять его желания и интересы, но в случае неадекватных желаний и интересов уметь найти мудрый выход из положения и объяснение.
Если вы хотите иметь хорошие взаимоотношения с детьми, то следуйте следующим советам.
1. Не балуйте ребенка, вы его этим портите. Не обязательно делать все, что запрашивает ребенок. Он просто испытывает вас.
2. Не бойтесь быть твердыми с ребенком. Он предпочитает именно такой подход. Это позволяет ему определить свое место.
3. Не позволяйте дурным привычкам привлекать к ребенку чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит его на их продолжение.
4. Не делайте для ребенка и за ребенка то, что он в состоянии сделать для себя сам. Он может продолжать использовать вас в качестве прислуги.
5. Не подвергайте слишком большому испытанию его честность. Будучи запуганным, он легко превращается в лжеца.
6. Пусть его страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе он будет бояться еще больше. Покажите ему, что такое мужество.
7. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет его веру в вас.
8. Не придирайтесь к ребенку и не ворчите на него. Если вы будете это делать, то он будет вынужден защищаться, притворяясь глухим.
9. Не пытайтесь читать ему наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно он знает, что такое хорошо и что такое плохо.
10. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает ему ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
11. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда ребенок говорит: «Я вас ненавижу». Он не имеет буквально это в виду. Он просто хочет, чтобы вы пожалели о том, что сделали ему.
12. Не заставляйте ребенка чувствовать, что его проступки — смертный грех. Он имеет право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете его убеждать, что он ни на что не годен, то в будущем он, вообще, будет бояться, что-то делать, даже зная, что это правильно.
13. Не забывайте, ребенок любит экспериментировать. Таким образом, он познает мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
14. Не пытайтесь обсуждать его поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам его слух притупляется в это время, а его желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите с ним об этом несколько позже.
15. Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних людей. Он обратит гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете ему все спокойно с глазу на глаз.
16. Не пытайтесь от ребенка отделаться, когда он задает откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, он, вообще, перестанет задавать их вам и будет искать информацию где-то на стороне.
17. Ребенок чувствует, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от него. Дайте ему возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете ему — он будет доверять вам.
18. Ребенку важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего ему важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.
Помните! Ребенок поступает, делает так как он видит! А не так как он слышит. И сколько бы вы ему не говорили что это или то, делать надо так, он будет делать так, как делаете это вы...
Комментариев нет:
Отправить комментарий