Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности логопеда стало перспективным
средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще
применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально
возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего
оздоровления детей дошкольного возраста. Кроме того, альтернативные методы и
приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Цель применения
здоровьесберегающих технологий в логопедической работе - оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья.
Организуя работу по коррекции
речи, я ставлю перед собой и оздоровительные задачи.
В своей работе я использую следующие
здоровьесберегающие технологии:
Дыхательная гимнастика. Большие возможности в
здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, работа над
дыханием является важной в логопедической работе, но и профилактика простудных
заболеваний тоже важна, а тем более эти две задачи можно объединить в одну.
Артикуляционная гимнастика - является неотъемлемой частью занятий,
регулярное ее выполнение помогает:
·
улучшить
кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
Пальчиковая гимнастика. Давно известно, что истоки
способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них,
образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой
мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические
упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на
развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры
головного мозга. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на
формирование движений пальцев руки. Упражнения подбираются в соответствии с
лексической темой.
Для сохранения и укрепления
психического здоровья, на своих занятиях я использую следующие оздоровительные приемы: для восстановления силы и снятия
эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится
мышечная релаксация. Релаксация
– комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц
шеи и речевого аппарата. При проявлении
утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в
структуру занятия включаю физкультурные минутки. Эта форма двигательной
нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой
работоспособности и сохранения здоровья детей.
Опыт работы с детьми, имеющими нарушения
речевого развития, показывает, насколько важно развивать у таких воспитанников
мелкую моторику руки.
Нетрадиционные формы и виды материалов в данном
направлении работы, их разнообразнее, вызывают у детей большее желание
заниматься этим видом деятельности, и в конечном итоге мы получаем более
высокий уровень развития речи ребенка.
Цель наших коррекционных занятий: Развитие мелкой
моторики, через использование игр и упражнений с применением морской соли.
Задачи занятий:
1.
Укреплять
мышечный тонус руки с помощью механического воздействия кристаллов морской
соли.
2.
Подготовить
руку дошкольников к письму.
3.
Развивать
воображение, внимание, усидчивость.
Сегодня малыши отправились в увлекательное сказочное
путешествие, в ходе которого выполняли различные упражнения и играли в
разнообразные игры с медвежонком Умкой, позволяющие решать различные задачи:
«Паучок»: дети погружали в морскую соль только
подушечки пальцев. В ходе выполнения этого упражнения, малыши рассказывали
медвежонку, какая соль – теплая, белая, колючая, …
Сидит на ветке паучок,
Расставил лапки – и молчок.
«Автоматизация звука»: совместно
со сказочным героем, медвежонком Умкой, малыши захватывали соль щепотью и медленно просыпали сквозь
пальцы. Захватывали соль в кулак, держали несколько секунд, произнося слоги и
слова, и высыпали соль.
Мы соль в кулак
зажали,
И крепко подержали.
«Хлопки»: отправившись
в увлекательное путешествие на наземном транспорте, ребята изображали, как
работает мотор машины - хлопали ладонями о соляную поверхность.
Хлопайте ладошки
соляные крошки,
Крепко прижимайте, быстро убегайте.
Медвежонок Умка предложил
детям поиграть в игру - «Ловим рыбку»: в емкости с солью, дети отыскивали мелкие
игрушки, ракушки и составляли предложения.
В завершении путешествия - малыши были маленькими художниками. «Художники» оставили необычные подарки медвежонку Умке:
указательным
пальцем на соляной поверхности дети рисовали игрушки, с которыми очень любит играть Умка - шарик и мячик.
Использование необычного сочетания пальчиковой
гимнастики и морской соли с одной стороны, несложный и доступный вид
деятельности для ребенка, с другой стороны очень интересный и увлекательный.
Дети с удовольствием им занимаются, что дает возможность рекомендовать его
использование в непосредственной образовательной деятельности в группах
детского сада, а также родителям для домашней организации досуга детей, их
оздоровления, укрепления и развития мелкой моторики руки.
Желаем всем удачи!
Комментариев нет:
Отправить комментарий