вторник, 14 февраля 2017 г.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности логопеда стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе - оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья.  
Организуя работу по  коррекции речи, я ставлю перед собой и оздоровительные задачи.
В своей работе я использую следующие здоровьесберегающие технологии:
Дыхательная гимнастика.   Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, работа над дыханием является важной в логопедической работе, но и профилактика простудных заболеваний тоже важна, а тем более эти две задачи можно объединить в одну.

Артикуляционная гимнастика - является неотъемлемой частью занятий, регулярное ее выполнение  помогает:
·                     улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
·                     улучшить подвижность артикуляционных органов;
·                     укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;  
·                     уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Пальчиковая гимнастика.  Давно известно, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Упражнения подбираются в соответствии с лексической темой.
Для  сохранения и укрепления психического  здоровья, на своих занятиях я использую следующие оздоровительные приемы: для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаю физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. 
Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития, показывает, насколько важно развивать у таких воспитанников мелкую моторику руки.
Нетрадиционные формы и виды материалов в данном направлении работы, их разнообразнее, вызывают у детей большее желание заниматься этим видом деятельности, и в конечном итоге мы получаем более высокий уровень развития речи ребенка.
Цель наших коррекционных занятий: Развитие мелкой моторики, через использование игр и упражнений с применением морской соли.
Задачи занятий:
1.                Укреплять мышечный тонус руки с помощью механического воздействия кристаллов морской соли.
2.                Подготовить руку дошкольников к письму.
3.                Развивать воображение, внимание, усидчивость.
Сегодня малыши отправились в увлекательное сказочное путешествие, в ходе которого выполняли различные упражнения и играли в разнообразные игры с медвежонком Умкой, позволяющие решать различные задачи:
«Паучок»: дети погружали в морскую соль только подушечки пальцев. В ходе выполнения этого упражнения, малыши рассказывали медвежонку, какая соль – теплая, белая, колючая, …
Сидит на ветке паучок,
Расставил лапки – и молчок.
«Автоматизация звука»: совместно со сказочным героем, медвежонком Умкой, малыши захватывали соль щепотью и медленно просыпали сквозь пальцы. Захватывали соль в кулак, держали несколько секунд, произнося слоги и слова, и высыпали соль.
Мы соль в кулак зажали,
И крепко подержали.
«Хлопки»: отправившись в увлекательное путешествие на наземном транспорте, ребята изображали, как работает мотор машины - хлопали ладонями о соляную поверхность.
Хлопайте ладошки соляные крошки,
Крепко прижимайте, быстро убегайте.
Медвежонок Умка предложил детям поиграть в игру - «Ловим рыбку»: в емкости с солью, дети отыскивали мелкие игрушки, ракушки и составляли предложения.

 В завершении путешествия каждый малыш был маленьким художником. «Художники» оставили необычные подарки медвежонку Умке: указательным пальцем на соляной поверхности дети рисовали наземный транспорт – машину и автобус.
Использование необычного сочетания пальчиковой гимнастики и морской соли с одной стороны, несложный и доступный вид деятельности для ребенка, с другой стороны очень интересный и увлекательный. Дети с удовольствием им занимаются, что дает возможность рекомендовать его использование в непосредственной образовательной деятельности в группах детского сада, а также родителям для домашней организации досуга детей, их оздоровления, укрепления и развития мелкой моторики руки.
Желаем всем удачи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий